Ранняя помощь — новая форма работы с семьёй

Опубликовано: 19.07.2022

Питкярантский муниципальный район находится на 9 месте по числу проживающих в нём детей раннего возраста.

Специалист по комплексной реабилитации Наталья Николаевна Шкляр прошла обучение на курсе «Специфика работы специалиста ранней помощи, как трансдисциплинарного специалиста», в практическом освоении навыков работы с ребёнком и его семьёй использовала разные формы работы – очные встречи в Центре и домашнее визитирование.

Наталья Николаевна приняла участие в «VI Международной школе-семинар по ранней помощи детям и их семьям: от теории к практике».


Публикация Натальи Николаевны Шкляр с  об участии в проекте «Профессиональное сообщество за использование научно-доказанных подходов»:

«Некоторые дети в силу определенных обстоятельств развиваются иначе или же не так быстро, как остальные.

Чтобы помочь таким детям и семьям, в которых они растут, была создана система раннего вмешательства.

В России эта система известна как «система ранней помощи», она развивается в нашей стране с 1992 года и сейчас постепенно внедряется повсеместно.

В рамках реализации Проекта Фонда Президентских грантов «Профессиональное сообщество за использование научно-доказанных подходов» с июня 2021г организовано обучение специалистов, работающих в учреждениях здравоохранения, образования и социальной защиты, в том числе из Республики Карелия.

Координаторами обучения являются ГКУЗ РК «Специализированный дом ребенка» и «Ассоциация профессионального сообщества и родительских организаций по развитию ранней помощи».

Являясь специалистом по комплексной реабилитации отделения социальной реабилитации ГБУ СО «КЦСОН РК» по Питкярантскому району Наталья Шкляр, вошла в состав команды от Республики Карелия.

Цели проекта:

1. Повышение профессиональных компетенций 200 специалистов ранней помощи, работающих в учреждениях здравоохранения, образования и социальной защиты, в том числе из Республики Карелия 28 участников, обеспечив их качественным, доступным, основанным на научно-доказанных подходах, повышением квалификации.

2. Оказание детям раннего возраста с нарушениями развития и их семьям услуги ранней помощи на основе научно-доказанных подходов.

Задачами проекта являлись:

1. обучение специалистов на 6 модулях, каждый модуль объёмом 40 академических часов, включает теоретическую подготовку 30 академических часов (самостоятельной подготовки) и практические занятия 10 академических часов на онлайн площадках;
2. организация отработки специалистами междисциплинарной команды практических навыков
3. предоставление методической помощи специалистам при отработке ими практических навыков с семьями.

Проект близится к завершению. 24 июня 2022 года планируется итоговая конференция в дистанционном формате с очным участием каждого специалиста.

Ранняя помощь оказывается детям в возрасте от рождения до 3 лет и их семьям. Она показана разным группам детей. В первую очередь в ранней помощи нуждаются дети с выявленным отставанием или нарушением развития в одной или нескольких областях (речевой, двигательной, познавательной, эмоциональной, в самообслуживании).

Также ранняя помощь требуется детям, у которых есть медицинский диагноз, который, скорее всего, приведет к нарушению развития (церебральный паралич, нарушения зрения, слуха, неврологические заболевания, генетические синдромы); детям со статусом «инвалид», с трудностями в поведении и, наконец, любым детям, родители которых обеспокоены их развитием.

В системе ранней помощи отношения выстраиваются между всеми участниками процесса: между родителями и ребенком, родителями и специалистами. От их качества зависит успех работы. Поэтому специалисты должны поддерживать родителей в их усилиях помочь ребенку. Отношения ребенка с родителями — основа основ.

Участие в данном проекте имеет важное практическое значение для оказания в дальнейшем качественных услуг ранней помощи нуждающимся детям и их семьям, что удовлетворить специфические потребности каждого ребенка и его родителей, выработать индивидуальную единую программу поддержки семьи.»